Полноценное формирование речевых навыков – базовое условие гармоничного развития дошкольников. Учитель-логопед занимается учебно-воспитательной, диагностической и коррекционной деятельностью, направленной на формирование правильных речевых навыков.
Работа логопеда осуществляется в рамках специально оборудованного кабинета с набором специализированных учебных материалов и оборудования.
Все элементы оснащения логопедического кабинета должны соответствовать следующим требованиям:
- Доступность для педагога, воспитанников и родителей;
- Системность: все материалы классифицируются по функциональным центрам;
- Соответствие возрастным особенностям воспитанников;
- Интеграция: возможность универсального использования материалов в различных целях.
Принципы оснащения логопедического кабинета
Учитывая функциональность и характер оснащения, условно кабинет логопеда делится на центр для проведения индивидуальной работы с ребенком, учебный уголок, пространство для приобретения сенсомоторых навыков, оборудование для хранения наглядно-дидактических пособий и методической документации, непосредственно рабочее место учителя-логопеда.
В комплект базового оборудования дошкольного учреждения входят стол, стулья для работы, шкафы для хранения методических материалов и пособий, диагностические зеркала, ковры.
Учебно-методическое оснащение логопедического кабинета в детском саду включает:
- Пособия для коррекционной работы (учебные пособия для тренировки связной речи, звукопроизношения и фонематического восприятия, создания лексического запаса);
- Диагностические наборы для оценки интеллекта, внимания, развития памяти и мышления (карточки, картинки, игровые наборы);
- Картотеки (артикуляционная гимнастика, упражнения, игры);
- Материалы и пособия для развития дыхания, изучения грамоты и тренировки мелкой моторики.
Важной частью оборудования кабинета для логопедической работы становится педагогическая документация: логопедические карточки для детей, план работы, расписания, отчеты, рабочие тетради.
Как оформить логопедический кабинет в детском саду?
Основным ориентиром в процессе оформления помещения для логопедического кабинета и выбора специального оборудования являются санитарно-эпидемиологические нормы и правила, методические документы и министерские нормативы. В рамках концепции построения развивающей среды в дошкольном учреждении, логопедический кабинет в ДОУ должен обеспечивать безопасность для подрастающего поколения и способствовать укреплению здоровья.
По новейшим санитарно-эпидемиологическим требованиям дизайн логопедического кабинета должен создавать физический и психологический комфорт для учащихся, преподавателей и родителей, а также выполнять основные коррекционные и воспитательные функции.
Общее цветовое оформление логопедического кабинета специалист может выбирать по собственному усмотрению. Важно учитывать размеры помещения и ориентированность оконных конструкций на южную или северную сторону. В момент создания интерьера в аудитории важно обратить внимание на качество отдельных материалов для всех покрытий.
Отделка должна соответствовать следующим требованиям:
- Возможность проведения влажной уборки;
- Простая дезинфекция;
- Отсутствие неприятного запаха и вредных испарений.
Все зоны логопедического кабинета должны хорошо освещаться естественным образом. Но для проведения коррекционной работы во второй половине дня или при коротком световом дне понадобится качественное осветительное оборудование.
Зонирование пространства кабинета для проведения логопедических занятий не предполагает выполнения конкретных условий или требований. Чаще всего в момент оформления аудиторию делят на зоны для индивидуальных и групповых занятий, консультативно-методической работы.